Хроники Вернуться к раздел »

12 июня 1990

Принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР

На утреннем заседании первого Съезда народных депутатов РСФСР (16 мая – 22 июня 1990) состоялось поименное голосование по вопросу о принятии Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Декларация была принята подавляющим большинством голосов: всего голосовали 929 депутатов, не голосовал – 1, «за» - 907, «против» - 13, воздержавшихся - 9.

Вопреки расхожему мнению, в этом документе не содержится положений о выходе России из состава СССР. В отличие от деклараций о суверенитете большинства союзных республик, за которыми вскоре последовали акты об их государственной независимости, Декларация о государственном суверенитете РСФСР заявляла о решимости республики «создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР». Более того, до самого момента распада СССР Россия юридически оставалась одним из двух последних субъектов (второй – Казахстан), входящих в Советский Союз.

Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР стало реакцией на политику союзного руководства, которое в попытках сохранить свое влияние сделало ставку на повышение статуса автономий (т.н. «план автономизации»). Чтобы компенсировать ослабление центральных структур и остановить центробежные тенденции планировалось вместо государства с 15 союзными республиками, каждая из которых согласно Конституции СССР обладала правом сецессии, создать федерацию с большим числом субъектов (прежние союзные республики плюс автономии), но уже без права их выхода из состава обновленного Союза. Такая инициатива была с воодушевлением воспринята политическими элитами автономных республик в составе РСФСР.

Еще до начала первого Съезда народных депутатов РСФСР союзное руководство приняло два закона, спровоцировавших рост центробежных настроений в российских автономиях: Закон СССР от 10 апреля 1990 г. «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» и Закона СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации».

В соответствии с законом об основах экономических отношений, все полномочия и гарантии по обеспечению экономической самостоятельности были закреплены для союзных республик, включая, разумеется, РСФСР, и автономных республик, входящих, в том числе, в РСФСР, одинаково, а их высших органы управления могли опротестовывать в Совет Министров СССР акты подведомственных ему органов. А в законе о разграничении полномочий было прямо указано, что автономные республики определяются как «государства, являющиеся субъектами федерации – Союза ССР». Буквальное прочтение нормы Закона СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», где наряду с автономными республиками упоминались «автономные образования» означало, что юридически РСФСР могло «покинуть» более 30 субъектов.

Таким образом, с формальной точки зрения идеи ЦК КПСС о «выравнивании прав» автономий с правами союзных республик выглядели чрезвычайно привлекательно и демократично, но фактически эта политика вела к развалу РСФСР.

Сознавая опасность фактического распада России, Съезд народных депутатов РСФСР принял 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, которая стала не только важным шагом в становлении конституционных основ обновленной федерации, но и практическим инструментом для сохранения государственной целостности России.

Источники: Источник: Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22; Первый Съезд народных депутатов РСФСР. Бюллетень № 41. 12 июня 1990 г. М., 1990. С. 51-59; Закон СССР от 10 апреля 1990 г. № 1421-I «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 270; Закон СССР от 26 апреля 1990 г. № 1457-I «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 329.

Наверх